Маркировка Вятич

Зачем нужна маркировка?



Вопрос об обязательной маркировке пивной продукции в Государственной информационной системе мониторинга товаров (ГИС МТ) Честный Знак обсуждается уже давно. Но зачем это нужно и кому это выгодно?

По словам Минпромторга, доля подделок на рынке пива до сих пор достаточно высока. Руководитель управления подакцизных товарных групп оператора маркировки ЦРПТ Ян Витров заявляет, что объем нелегального рынка пива в России составляет от 5 до 12%. Исследование "Общественной потребительской инициативы" показало, что около 16% проверенных ими образцов пивоваренной продукции были произведены с нарушениями.

Внедрение обязательной маркировки на пиво и слабоалкогольные продукты поможет государству лучше контролировать отрасль, более полно вести учет товарооборота, избавиться от подпольных агентов и увеличить доходы легальных пивоваров. Увеличение легальной доли рынка принесет государству увеличение собираемости налогов и поступлений в казну.

Для бизнеса внедрение маркировки даст более позитивные конкурентные условия, а покупателям - возможность покупать качественный товар. Подделки пивоваренной продукции до сих пор угрожают здоровью многих граждан. Оригинальный маркировочный код, нанесенный на упаковку, даст гарантию подлинности каждой бутылки. Например, страшный пример "Мистера Сидра", от которого умерли 37 человек, свидетельствует о том, что это не просто слова на бумаге. И это были  обычные покупатели, как мы с вами.
 

Обязательная маркировка пива в 2023-2024 году

Обязательная маркировка пива утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2022 № 2173 «Об утверждении Правил маркировки пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении пива, напитков, изготавливаемых на основе пива, и отдельных видов слабоалкогольных напитков».
 

Сроки и этапы маркировки пива

Внедрение обязательной маркировки пива в 2023 году происходит поэтапно и завершится в 2024 году.

  С 1 марта 2023 года — начало обязательной регистрации в Честном знаке для производителей, импортеров, розничных продавцов и сегмента HoReCa. Бизнесу давалось до 15 дней, чтобы начать работать по новым правилам: зарегистрироваться и оформить личный кабинет, настроить и подключить систему электронного документооборота и необходимое программное обеспечение, установить оборудование и протестировать работу.
  С 1 апреля 2023 года — для производителей и импортеров началась обязательная маркировка пива и других слабоалкогольных напитков в кегах. С этого момента на все пива в кегах, которое производится в России или импортируется, должны быть нанесены коды маркировки DataMatrix.
  С 1 октября 2023 года — начинается обязательная маркировка пива и слабоалкогольных напитков в стеклянной таре и полимерной (ПЭТ) упаковке.
  С 15 января 2024 года — начинается обязательная маркировка пивной продукции в прочих видах потребительской упаковки (например, алюминиевые банки и т.д.). Начало обязательного вывода из оборота пива и слабоалкогольных напитков в кегах при частичном выбытии (в розлив) розницей и общепитом.
 

С 1 апреля 2024 года — для розницы становится обязательной фиксация в системе Честный Знак ввода и вывода из оборота маркированного пива и слабоалкогольных напитков в кегах. Вся продукция должна быть промаркирована. Запрещается вывод из оборота немаркированного пива и слабоалкогольных напитков в кегах.

 

С 15 января 2025 года — для розницы становится обязательным передача сведений в систему Честный Знак о вводе и выводе из оборота пива и напитков в потребительской упаковке. Вся продукция должна быть промаркирована. Запрещается вывод из оборота немаркированного пива и слабоалкогольных напитков в потребительской упаковке.

  С 1 июня 2024 года — передача сведений о выводе из оборота продукции в потребительской упаковке (продажах через ККТ) для розницы и  общепита. Если организация или ИП работает в удаленных местностях без подключения к интернету и передачи данных в ОФД, то информацию о розничной реализации нужно передавать напрямую в систему маркировки в течение 30 дней со дня продажи товара.

 

Какое пиво и слабоалкогольные напитки подлежат маркировке

Под цифровую маркировку на данном этапе попадают 10 кодов ТН ВЭД. Внедрению подлежат:

  • все виды алкогольного пива (крепостью 0,5-8,6%);
  • напитки из солода, поставляемые в тарах до и более 10 л;
  • безалкогольное пиво;
  • пивные напитки;
  • напитки брожения с крепостью не более 0,5%;
  • сидр, перри, медовуха, сакэ и другие сброженные напитки игристого и неигристого типа с градусом до 7%.

Маркируются банки, стеклянные бутылки, пивные кеги (емкости из металла и пластика), ПЭТ-тара и все остальные формы упаковки. 

 

Код маркировки пива

На упаковку (бутылку или кегу) наносится маркировочный код в формате Data Matrix. Это особый двумерный код, внешне напоминающий QR-код. Он представляет собой буквенно-числовую последовательность, которая содержит в себе всю необходимую информацию, которая позволяет идентифицировать товар в информационной системе. Код имеет криптозащиту, поэтому скопировать и подделать его невозможно.

Что содержится в таком коде:

  • Код товара по GTIN
  • Индивидуальный серийный номер продукта
  • Код и ключ проверки (криптозащита)

Как работает маркировка пива

Вся маркировка пивной продукции в Честном Знаке имеет определенный порядок работы, аналогичный другим маркируемым товарам:

1. Производитель наносит на упаковку код Data Matrix, предварительно заказав его у оператора, и вносит информацию о произведенном товаре в ГИС МТ.
2. При отгрузке поставщику производитель формирует УПД (универсальный передаточный документ*), который в системе электронного документооборота направляет покупателю (оптовой организации).
3. Оптовик получает бутылки и документ в электронном виде. Прием товара происходит следующим образом. Происходит сверка кодов на бутылках с теми, что в УПД. Если все верно, то документ подписывается электронной подписью. Все бутылки переходят в системе маркировки на баланс организации, а у поставщика-изготовителя списываются.
4. Магазин или бар заказывает напитки у оптовика. Оптовик также формирует УПД и направляет его по ЭДО. Магазин проверяет и принимает пиво на баланс. После этого можно продавать товар.

 

Интеграция «Честный Знак» с системой ЕГАИС

Сегодня весь пивной рынок контролируется единой государственной автоматизированной информационной системой (ЕГАИС). Продажи крепких спиртных напитков контролируются полностью (поступление и продажа каждой бутылки по ККТ). Оборот пива и продукции на его основе контролируется не так жестко (поступление пива и акты списания вручную или с помощью программного обеспечения). Введение маркировки пива в 2022 году позволит установить полноценный контроль за оборотом всего пивного рынка.

Сколько будет стоить новая система? Плата будет взиматься только за предоставление маркировочных кодов. Так согласно Постановлению правительства РФ №577 от 08.05.2019 года стоимость одного кода равна 0,5 руб. без учета НДС. 

Многих интересует вопрос: «Как вести учет пива в дальнейшем, ведь сейчас на эту продукцию распространяется требование по ведению учета в ЕГАИС». Пиво подлежит учету в ЕГАИС, а коды Data Matrix учитываются оператором Честный Знак. Обе системы будут интегрированы между собой и будут работать во взаимодействии. После внедрения Честного Знака информация по обороту будет попадать в ЕГАИС из информационной системы ЦРПТ. На кассе не нужно будет сканировать акцизную марку, а только Data Matrix.

Если и так ведется учет в ЕГАИС, зачем внедрять цифровую маркировку? В отличие от Честного Знака, ЕГАИС не позволяет отслеживать весь оборот алкоголя. Помарочный учет ведется только на крепком алкоголе. Для слабоалкогольных напитков контролируется только выбытие партий. Внедрение прослеживаемости в Честном Знаке позволит государству контролировать оборот каждой бутылки.

 


Маркировка на заводе Вятич


«Антарес Вижн Россия» досрочно реализовала проект по оснащению кировского пивоваренного завода «Вятич» оборудованием для маркировки продукции. На предприятии установлены инновационные линии прямого нанесения кода на крышки, что обеспечивает минимальные объемы издержек в процессе производства. В год компания производит около 50 млн единиц продукции, среди которой пиво под брендами «Вятич», а также ставший знаменитым после диалога с Президентом РФ на пресс-конференции - “Вятский квас”.
 

«Оснащение пивоваренной отрасли маркировочным оборудованием – то направление, куда мы сегодня прикладываем максимум усилий. Используемое нами самое современное и передовое оборудование, а также наработанные компетенции, позволяют оснащать предприятия индустрии, опережая установленные регулятором сроки. Сегодня запуск одной линии от распаковки оборудования до начала производства составляет около 2 дней, -- рассказывает генеральный директор «Антарес Вижн Россия» Павел Булгаков. – Особенность маркировки пива заключается в наличии разных форм факторов, каждый из которых требует своего технического решения. Мы предлагаем унифицированный вариант, который эффективно монтируется на линию и запускается с минимальными издержками для производства, без снижения скорости линии. В отличии от более распространенной технологии стикерования, себестоимость прямой печати кода на колпачок крайне мала и в десятки раз снижает объем операционных издержек предприятия». 

 

Генеральный директор АО «Вятич» Курагин Николай Витальевич:
«Наше предприятие не только одно из старейших в стране, но и одно из самых передовых по оснащению. Стараясь обеспечить потребителя качественной продукцией мы применяем только лучшие технологии на всех этапах производственного процесса. Ситуация с внедрением оборудования для маркировки не стала исключением – мы сделали ставку на самые передовые технологии и эта ставка полностью оправдала себя, маркировка была внедрена без головной боли, без необходимости модернизации конвейерных систем и вовремя. Оборудование для маркировки было приобретено по программе беспроцентной рассрочки от ЦРПТ без оплат в текущем году. Ожидаем, что наша высокая готовность предоставит нам дополнительные возможности на рынке и ещё большее количество российских потребителей смогут оценить вкус и качество нашей продукции”

 

Руководитель управления подакцизных товарных групп ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки «Честный знак» Кирилл Волков:
«Оборудование внедрено с помощью программы ЦРПТ для бизнеса «оборудование в рассрочку», что позволило пивоваренной компании Вятич внедрить самые передовые технологии без чрезмерной нагрузки на бюджет этого года. Данная программа стала еще одним инструментом поддержки, предоставленным отрасли для помощи своевременному внедрению маркировки в производственные процессы предприятий в соответствии с требованиями регулятора. Пивоваренная компания Вятич и выбранный ими производитель оборудования и интегратор компания “Антарес Вижн Россия” совместно реализовали успешный кейс применения этой программы на деле. Благодаря проведенной работе, конечный потребитель продукции АО «Вятич», может отслеживать каждую бутылку с кодом маркировки «Честный знак» и быть увереным в качестве приобретаемой продукции”.
 

350
0
.autblock*param*2,autblockkoments
1
1168
0
0
0*param*Аноним
1,1168,2*param*1*param*
reloadpage